Россия могла продать советский долг странам G7

Россия могла продать советский долг странам G7

Всемирный Банк представил данные о двусторонней задолженности большинства развивающихся стран перед другими государствами, в том числе перед Российской Федерацией. На конец 2019 года около 30 развивающихся стран были должны России почти $22,9 млрд по двусторонним займам: это либо долги государств, либо долги юрлиц, гарантированные государствами. Россия занимает пятое место в списке крупнейших суверенных кредиторов для развивающихся стран. Лидирует Китай, прокредитовавший развивающихся заемщиков на $149 млрд.

Крупнейшим должником России является Белоруссия — $8,1 млрд на конец 2019 года. В конце 2020 года страны подписали межправительственное соглашение о предоставлении Минску еще $1 млрд от России. Более $1 млрд на конец 2019 года была должна России каждая из следующих стран: Бангладеш, Венесуэла, Индия, Вьетнам и Йемен. Задолженность африканских стран (не считая Египта) перед Россией составила $973 млн на конец 2019 года. Это Сомали ($418 млн), а также Мозамбик, Эфиопия, Мадагаскар, Замбия, Судан и Танзания. В основном эти страны брали кредиты еще у СССР, но есть и новые российские кредиты — у Замбии и Мозамбика.

Самое интересное это, конечно, ситуация с Украиной. Минфин Украины учитывает перед Россией только долг на $0,61 млрд, образовавшийся в начале 1990-х годов за поставки российского газа. Дело о возврате еврооблигаций на $3 млрд и процентов по ним в судах. При этом данный долг по-прежнему отражается в отчетности российского ФНБ. Вероятно, ситуация с данными обязательствами будет закрыта после нормализации отношений двух стран. Для России, конечно, было бы правильно продать украинские долги. Вопрос: кто купит? В свое время на рынке шутили, что Министерство финансов России продаст украинский долг ЧВК Грозный.

Cтоит напомнить, что после распада СССР Российская Федерация заключила соглашения с 11 бывшими советскими республиками о принятии на себя ответственности за погашение внешнего долга Советского Союза в обмен на все бывшие активы СССР за рубежом, в том числе права требования по внешним долгам. Большинство советских долгов были политическими и безнадежными. По данным Парижского Клуба, за период 1992—2014 годы Российская Федерация списала внешних долгов на общую сумму $140 млрд. Например, Никарагуа в 1992 году мы списали $2,6 млрд. Монголии и Лаосу в 2003 году — $12 млрд. Алжиру в 2006 году — $4,7 млрд. Афганистану в 2007 году — $11,1 млрд. Ираку в 2008 году — $12 млрд. Кубе в 2014 году — свыше $31 млрд. В списке тех, кому мы простили долг также Эфиопия, Мозамбик, Мадагаскар, Гана и т. д.

В момент распада СССР Борис Ельцин мог провернуть хитрый ход — продать Западу, например, ФРС и другим центробанкам G7, долги перед СССР с разумным дисконтом, одновременно, добившись частичного или даже полного списания советских обязательств, взятых на себя новой буржуазной Россией. Свободная буржуазная республика ведь по обязательствам «красной» диктатуры, однозначно, не отвечает. В этом случае Россия бы не нуждалась в кредитах МВФ и масштабной эмиссии ГКО, получив серьезные деньги на модернизацию экономики, индексацию зарплат и пенсий. За крах СССР и объединение Германии Запад бы заплатил. Но Горбачев и Ельцин продали «красную» империю по цене бутерброда. В результате бюджетный дефицит стал покрываться кредитами Банка России, что вело к постоянной девальвации и гиперинфляции. Фактически дефолт 1998 года был предопределен долговой политикой ельцинского Министерства финансов и Министерства иностранных дел.